Плитка эпохи максимализма

Пять лет назад, в пору коренной реконструкции санузла в собственной квартире, мы поставили перед собой задачу любой ценой избавиться от монотонных "клетчатых" стен. Конечно, полностью обойтись без плитки в этом случае – идея утопическая, поэтому пришлось экспериментировать. Для начала половину стен кубика, образующего объем нашей пятиметровой ванной комнаты, выкрасили шведской фасадной краской. Оставшуюся часть заняла плитка, уложенная громадными квадратами контрастных расцветок. Внутри одного из них даже поместили полутораметровое зеркало. Так скучное пространство санузла превратилось (по словам знакомых) в музей современного искусства.
Наверно наше самолюбие сильно пострадало, узнай мы в тот момент, что европейские дизайнеры давно применяют для достижения необычного зрительного эффекта МАКСИ-элементы.

В последние годы передовые технологии производства позволяют использовать керамику нестандартных размеров. Сегодня наши квадраты успешно заменили бы одна-две плитки. При этом не пришлось бы тщательно подбирать цвет затирки для шва, да и самих швов было бы значительно меньше.

Несомненно, любовь человека к керамике - хрупкому и вместе с тем почти живому материалу остается неизменной и на пороге нового тысячелетия. Но дать однозначный ответ на вопрос, как она должна выглядеть, до сих пор не представляется возможным.

Геометрия

В настоящее время давно привычные всем квадраты и прямоугольники являются отправной точкой взлета фантазии дизайнера. Плитка (теперь уже в серийном исполнении) может с легкостью приобретать весьма причудливые очертания. Уход от пересекающихся прямых, плавные округления, волны, выступы, мозаичные панно - шаг вперед по направлению к "живому", асимметричному пространству из скучного мира, очерченного координатной сеткой.

Размеры

Монотонный ритм пересечений под прямым углом не будет давить своим однообразием, если в него включить хотя бы одну деталь необычной величины. Мысль о том, что крупные и даже очень крупные элементы могут зрительно уменьшить объем, покажется абсурдной при виде того, как все это выглядит в действительности. Смелое использование "большой" плитки – своего рода новая страница в долгой истории украшения жилища. Современный европейский дизайн внедряет керамику (чаще с приставкой МАКСИ) в традиционно "жилые" зоны: интерьеры спален и гостиных.

Цвет

О том, что цвет был и остается одной из важнейших составляющих визуального мировосприятия, знают все. Остается только удивляться тому, с какой легкостью в воображении возникают картины целомудренно белых поверхностей, образующих, к примеру, ванную комнату. Да, конечно, тема белого цвета далеко не исчерпана, но великое множество людей добровольно отказываются от праздника души, яркого и пестрого или пастельного и приглушенного, может быть, совсем холодного, но обязательно – цвета.

Пространство, окружающее нас, не случайно. Мы формируем его однажды, но оно воздействует на нас ежедневно.

Самыми известными в Европе производителями МАКСИ-керамики на сегодняшний день являются немецкие концерны.

Так, AGROB BUCHTAL, специализирующийся на изготовлении плитки для оборудования бассейнов, наружной и внутренней облицовки зданий, начал выпускать бытовые серии больших форматов, применяя те же уникальные технологии и типы поверхностных покрытий. Что касается продукции STEULER, то здесь можно выделить два самостоятельных направления. Первое – создание обычных коллекций и плитки, размер которой – 30х40 см и выше, что уже создает иное пространственное восприятие. Кроме того, здесь часто присутствуют декоративные элементы, панно, выполненные в МАКСИ-керамике. Второе направление – линия MEGACERAM, отдельная производственная структура, изготавливающая коллекции высокого дизайна очень большого формата. Эта плитка имеет совершенно другие размеры, масштабы, систему координат. Сегодня оба этих направления очень перспективны.

Кстати, последняя коллекция плитки дизайнера и модельера Кензо для VILLEROY&BOCH – KENZO NATURA – тоже весьма необычного размера...

Еще один парадокс: производимые серийно авторские коллекции керамики становятся доступными рядовому потребителю. Остается лишь дать волю собственной фантазии...